Выставка. Сигизмунд Юрковский "Фотограф из Витебска"

Фотографии Сигизмунда Антоновича Юрковского, на которых запечатлены виды Витебска второй половины XIX века, - одна из уникальнейших и дорогих для истории города коллекций в собрании Витебского областного краеведческого музея. В коллекции 27 фотографий. На них представлены панорамные виды города, изображения отдельных улиц, культовых и административных зданий, мостов и набережных на Западной Двине и Витьбе.  Всякий путешественник, приезжавший в Витебск в середине XIX века, мог наблюдать характерную для многих губернских городов картину: невысокая деревянная жилая застройка, подчиненная рельефу местности; улицы с узкими деревянными тротуарами и мощёными булыжником мостовыми; башни и купола каменных и деревянных храмов, величественно возвышающихся в разных частях города. Большинства из этих зданий уже нет на карте города, но они сохранились в фотографиях С. Юрковского.

Сигизмунд Антонович Юрковский (1838 – 1901), белорусский и русский фотограф, изобретатель, член фотографического отдела Русского технического общества. Родился в Украине. Среднее образование получил в лицее князя Безбородко. В 1856 году поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Но спустя три года по состоянию здоровья оставил учёбу и перешёл на государственную службу в казённую канцелярию в С.-Петербурге. В 1866 году ушёл в отставку. Увлёкся только что зародившимся в то время фотоделом, с 1860 г. стал учеником знаменитого петербургского мастера А.И. Деньера, членом кружка фотографов. В ноябре 1866 г. С.А.Юрковский открыл своё  фотоателье в г.Витебске на улице Замковой. Его ателье стало самым крупным и престижным в городе. Его посещали гости и жители города, люди разных сословий и профессий, в том числе представители известных витебских семей: архитектора Т.В. Кибардина, владельца одной из первых витебских аптек Р. Ульриха, агронома Судзиловского. Среди клиентов С. Юрковского был и великий русский художник И.Е. Репин, Здравнёвское имение которого фотограф посещал в 1890-х гг. Оформление снимков С.А.Юрковского хоть и типично для фотографий того времени, но имеет печать авторской оригинальности: фотограф заключил каждый снимок в графическую рамку-багет, как бы подвешенную с помощью витого шнура на гвоздик; над багетом расположена табличка с надписью «Витебскъ», а под правым нижним углом читается название фотоателье и имя автора – «фот. Юрковскаго».

Для витеблян  особенно значимой заслугой мастера является, осуществлённая им,  фотофиксация видов Витебска. Его фотографии, датируемые 1880-ми гг., являются фактически самыми ранними из всех известных  фотоснимков города. Как настоящий художник, С. Юрковский старался выбрать наиболее яркий ракурс для каждого объекта, поэтому его работы можно рассматривать как своеобразные произведения искусства.

Имя С.А.Юрковского вошло в историю и как имя выдающегося изобретателя. Свою фотомастерскую в Витебске он превратил в настоящую научно-экспериментальную лабораторию. В 1882г. мастер рассчитал и создал модель моментального фотозатвора, механизм которого открывал и закрывал не объектив, а саму негативную пластинку и равномерно рассеивал свет по ней. Первую модель такого затвора  по чертежам С.Юрковского построил витебский инженер и промышленник Я.И.Вишняк. В 1883 г. С. Юрковский вошёл в историю мировой фотографии как изобретатель шторно-щелевого затвора для коротких экспозиций, который позволил фотографировать отдельные стадии быстрых движений и стал прототипом затворов современных малоформатных фотоаппаратов. Его открытия содействовали развитию возможностей  создания панорамных снимков, позволяли осуществлять репортажный (оперативный) метод съёмки, расширяли изобразительные возможности фотографии, позволяли фотографировать отдельные стадии быстрых движений и процессов. Модель затвора С.Юрковского демонстрировалась в 1882г. в Политехническом музее в Москве, на съезде Русского технического общества (РТО). РТО оценило изобретение витебского фотографа, но признало его очень сложным и не посчитало нужным рекомендовать к производству в России. С.Юрковскому предлагали свои услуги английские фирмы «Гери» и «Тарнтон Пикар», но согласие почему-то не было достигнуто. Несколько позже такой фотозатвор, несколько усовершенствованный австрийским инженером и фотографом О.Аншютцем, стала производить немецкая фирма «Герц», а приоритет С.Юрковского был забыт.

С.А.Юрковский был одним из тех, кто стоял у истоков развития фотографии в России. Он являлся активным членом Русского технического общества (РТО), неоднократно участвовал в организуемых им выставках и представлялся к наградам. Например, на 5-й фотографической выставке (1898г.) он был награждён бронзовой медалью РТО. С основанием при РТО журнала «Фотограф» началась литературно-пулицистическая деятельность С.Юрковского.  Известны его работы по использованию фотографии в судебной практике (предложил правила фотосъёмки для криминалистических целей). В журнале размещались статьи С.Юрковского: «К вопросу о растяжении альбуминной бумаги» (1880),  «К вопросу о фотографической выставке» (1881), «Живые растения как аксессуар павильона» (1882) и другие.

На выставке «Фотограф из Витебска» в витебском Художественном музее представлено 23 копии фотографий С.А.Юрковского. С помощью работ мастера мы имеем возможность совершить экскурсию в прошлое, прогуляться по улицам губернского Витебска конца XIX века. Пристально и заинтересованно вглядываясь в эти пожелтевшие кусочки картона, ощущаешь огромную благодарность к простому витебскому фотографу, который, по сути, отражает целую эпоху; осознаёшь непреходящую ценность заслуг этого человека перед историей города Витебска. Во многом благодаря старым фотографиям,  возникает потребность и существует возможность возрождения исторического архитектурного облика города и возвращение  в сокровищницу национального историко-архитектурного наследия того, чем так гордился Витебск на протяжении многих столетий своей истории.

Выставка работает с 20 июня. Торжественное открытие 25 июня в 12.00 в здании «Художественного музея».

Русский
X