Выставка А. Ромм. К 130-летию со дня рождения.

 «Известное изречение «стиль - это человек»

 применимо не ко всем,  а к искренним художникам,

к тем, у кого творческие импульсы

исходят не из извилин изощренного ума,

но из глубины сердца».

А.Г.Ромм

 

В январе 2017 года исполняется 130 лет со дня рождения  А.Г.Ромма (1887–1952),  художника, искусствоведа, педагога; друга юности М.Шагала; преподавателя Витебского Народного художественного училища;  яркого  представителя художественной культуры  города Витебска периода 1918-1922 гг.; одной  из центральных персон в становлении и развитии  такого явления как  «витебская художественная школа». 

Деятельность Витебского Народного художественного училища – феноменальное явление  в истории художественной культуры. 1918-1922 гг. в истории Витебской художественной школы ассоциируются в искусствоведческой литературе в первую очередь с именами М. Шагала, К. Малевича, В. Ермолаевой, Л. Лисицкого. Однако в это время в Витебске работали и М.Добужинский, и Р. Фальк, и И. Пуни, и К. Богуславская, и И. Тильберг, и Н. Любавина, и Н. Суетин и другие известные художники. Одно из центральных мест в этой плеяде занимает имя Александра Ромма. Значение деятельности ВНХУ для культурной жизни Витебска является огромным, поэтому празднование любой юбилейной  даты, связанной  с этим событием,  даёт возможность осуществлять интересные как художественные, так и научные проекты. Тем более что для осуществления тематической выставки, посвящённой юбилею А.Г.Ромма, имеется достаточно материалов в фонде Витебского областного краеведческого музея, ценнейшей  из которых является уникальная коллекция его художественных произведений, переданных музею племянницей его жены, Соколовой М.В.

Ромм Александр Георгиевич  (1887–1952) родился в Петербурге. Окончил гимназию в Вильно и юридический факультет Петербургского университета.  Проявлял незаурядные способности в сфере истории, философии, искусствоведения, других гуманитарных наук;  с детских лет проявлял талант к рисованию, свободно владея кистью и пером; отлично знал пять иностранных языков.  Одновременно с занятиями в Петербургском университете,  А.Ромм посещал  частную школу Е.Н. Званцевой, в которой рисунку обучал М.В. Добужинский, живопись преподавал Л.С. Бакст. Здесь он впервые познакомился и на долгие годы подружился с  М.Шагалом, который с 1909 г. также учился в этой школе. А.Ромм и его семья в этот период оказали М.Шагалу огромную поддержку.  Он  был принят в доме родителей А.Ромма в Петербурге, вся обстановка, теплота и уют которого пленили его.  М.Шагал изображает семью и дом Роммов в своих рисунках,  посвящает  своему другу А.Ромму первые стихи, поверяет ему свои мысли и чувства.  17 писем от М.Шагала, датированные 1910 – 1915 годами, бережно хранились  А.Роммом всю жизнь, а в 1956 году переданы его вдовой в Третьяковскую галерею. В фонде Витебского музея есть уникальный снимок, на котором Александр Ромм сфотографирован в 1910 году вместе с Марком Шагалом в Люксембургском саду в Париже.  В 1910–1912 гг. А.Ромм периодически приезжал в Париж,  встречался с М.Шагалом, посещал Ля-Рюш, некоторое время учился и работал в  мастерской  Дени и Лефоконье в Париже. В этот период они вместе с М. Шагалом  посещают различные выставки, салоны, картинные галереи, музеи. В эти же годы А.Ромм создал свой «парижский» цикл: работы «В кафе», «Портрет Ивонны», «Купанье»,  сделал много акварельных и графических зарисовок.

А.Г. Ромм был одним из первых художников,  откликнувшихся в 1918 году  на призыв М.Шагала,  комиссара подотдела  искусств Витебского губОНО,  приезжать в Витебск, чтобы творить здесь новое искусство.   А.Г. Ромм приехал в Витебск по личному приглашению М. Шагала:  «Шагала встретил в Петербурге, он в роли большевика, зовет работать меня с ним в Витебск, где он комиссар искусств».  В Витебском Народном художественном училище А.Г. Ромму изначально было предложено возглавить мастерскую рисунка, позже он читал историю искусств.  Кроме того, с первых же дней пребывания в Витебске, А.Г.Ромм  был назначен председателем комиссии по праздничному оформлению города к первой годовщине Октябрьской революции. Художественное оформление Витебска этого периода вошло в сокровищницу мирового искусств. Весь город был украшен живописными панно, плакатами, гирляндами. Десятки художников создавали панно и плакаты под непосредственным руководством М. Шагала, А. Ромма и по их эскизам. Знаменитое панно «Разрушение Вандомской колонны», украсившее здание Окружного суда на Соборной площади города Витебска,  было написано по эскизу А. Ромма. В своих воспоминаниях А.Г. Ромм остроумно передает ту восторженную революционную атмосферу, которая царила в это время в Витебске: «Были недели бредовой, сумасшедшей гонки, малевания в фантастических количествах Шагаловских плакатов, потом дни развески; потратили столько материи, что можно было одеть всех горожан, сильно обносившихся».

В 1918 г. приехав в Витебск, А.Ромм живет в одном из помещений дома Вишняка, где вместе с ним поселилась и его мать, Софья Евсеевна Ромм, которая в 1918 году была приглашена работать в Витебскую Народную Консерваторию на должность профессора, преподавателя пения.  В Витебске 33-летний А.Г. Ромм встретил и свою первую жену Евгению Офросимову.  В Витебском музее сохранилось свидетельство о регистрации их брака в Витебске в 1919 году. Евгения Офросимова была утончённой красавицей,  увлеченной поэзией Александра Блока, Бориса Пастернака и других прогрессивных поэтов,  прекрасно владела французским и немецким языками, работала переводчицей. Узнав о бедственном положении А.Блока, она собрала продовольствие и поехала в Петербург, чтобы спасти поэта от голода, но было уже поздно: Блок умер.  В дороге молодая женщина заразилась брюшным тифом и вскоре скончалась. А.Ромм очень тяжело переживал утрату. Позже он писал: «Витебск – это город, связанный в моей памяти с незабвенной Женей, тонкость её чувств и благородство её артистической души хранили отблеск французского изящества её предков». В фонде Витебского музея хранится письмо Ю. Пэна к Е.А. Кабищер-Якерсон, в котором он пишет: «Передайте Александру Георгиевичу Ромму моё искреннее сочувствие и утешение». В  Витебске у А.Г.Ромма сложились очень тёплые отношения с Ю.М.Пэном; в одном из писем Ю.Пэн писал о Ромме: «Он и сведущий и доброжелатель, не лицемер и правдив – он и художник и человек в полном смысле этого слова».

В Витебске, помимо преподавательской работы, А.Г. Ромм занимал ряд важных государственных должностей.  Так, с 1919 г. он являлся заведующим губернским отделом ИЗО. В 1921 г. А.Г. Ромм активно участвовал в деятельности Комитета по охране памятников старины и искусства. Являясь одним из членов музейной подкомиссии, он сыграл огромную роль в спасении и передаче в Витебский губернский музей многих произведений искусства из церквей, имений и усадеб Витебской губернии. Очень активное участие  А. Ромм принимал в судьбе коллекции выдающегося коллекционера А.Р. Бродовского, часть которой после его эвакуации в Витебск осталась в Вильно. А. Г. Ромму, наряду с М. Шагалом,  принадлежит роль непосредственного участника организации Музея современного  искусства в Витебске.

Среди большого количества общественных дел А.Г. Ромм не оставлял занятий искусством. В его творчестве есть большое количество работ, относящихся к витебскому периоду, работ посвящённых городу Витебску. Вместе с М.Шагалом А.Ромм участвует в оформлении некоторых плакатов ВитРОСТА, в оформлении спектаклей Теревсата. Его искусствоведческие статьи в газетах и в журналах этого периода;  тексты выступлений на митингах, конференциях, диспутах;  отзывы о художественных выставках;   статьи о витебском Музее современного искусства, о творчестве Ю.М.Пэна;    являются уникальным и неоценимым источником сведений о культурной жизни Витебска 1918-1922 гг.  В Витебске между М.Шагалом и А.Роммом произошёл разлад по некоторым принципиальным вопросам.  Огромный интерес представляют воспоминания А.Г.Ромма о М.Шагале и других художниках витебского периода.

В 1922 году А.Г.Ромм переехал в Москву, где был назначен директором Музея современного искусства. Он активно включился в новую деятельность, создал проект нового музея, обосновывал необходимость его существования и своеобразие. Помимо музейной работы в эти годы А.Ромм живет активной художественной жизнью, пишет статьи о художниках, рецензии на книги по искусству, обзоры выставок. Судя по дневниковым записям А.Г.Ромма,  он приезжал в Витебск в 1939 году: «...в художественном училище меня торжественно встретили учащиеся как основателя их alma mater». Годы,  проведённые в городе Витебске,  навсегда остались в его памяти: «Там я провёл четыре года жизни, активной и творческой. Я восторгался его красотой, сочетавшей деревенский простор с уютом, создаваемым старинным зодчеством». В последние годы жизни А.Г.Ромм жил в Крыму, в Бахчисарае. Здесь же находится Мемориальный музей А. Ромма.

Художественные произведения А.Ромма хранятся во многих музеях. О своих работах художник говорил: «Мои рисунки – это театральные действия». В фонде Витебского областного краеведческого музея находится 30 его работ, 14 из них отображают  витебский период.

Выставка  работает с 11.01.2017 года по 12.02.2017 года.

Русский
X