Выставка "Свет литого образа"

Русский

Приглашаем посетить выставку медного культового литья XVIII-XX вв. "Свет литого образа" из собрания Гродненского государственного музея истории религии, которая представлена в Художественном музее (ул. Ленина, 32)

Гродненский государственный музей истории религии специализируется на изучении исторического прошлого религий и конфессий в контексте развития культуры белорусских земель. Его задача – ознакомление посетителей с богатыми духовными традициями народов Беларуси, формирование культуры толерантности к представителям разных национальностей и конфессий. Выставочный проект «Свет литого образа. Русская мелкая пластика из меди XVIII – нач. ХХ в.» призван познакомить жителей и гостей города Витебска с уникальными и высокохудожественными произведениями коллекции позднего русского медного литья из его собрания (145 музейных предметов). В структурной основе экспозиции – типологический принцип, который предусматривает освящение темы не по художественным школам и региональным центрам, а по видам меднолитейной продукции – иконы, кресты, складни, створцы. Все представленные на ней предметы впервые экспонируются в Беларуси за пределами гродненского музея.

Выставочный проект ориентирован как на специалистов (церковнослужителей, музейных работников, искусствоведов, преподавателей), так и на широкий круг посетителей. Образцы медного литья представлены и как отдельные самостоятельные предметы культа: кресты, образки, складни, створцы, и как украшения икон и церковных книг. Такой принцип подачи акцентирует внимание на многофункциональности медного литья. Эти предметы восходят к изобразительному языку православных христианских образов, который имеет свои правила и является частью всемирного культурного наследия. Иконы, кресты и складни знакомят с агиографией святых и историческим фоном эпохи, в которую прославились эти святые, с каноном православной литой иконы, которая создавалась по живописному образцу.

Образцы медного литья встречатются на землях восточных славян с ХІ века. Красота, податливость в обработке, возможность тиражирования и относительная дешевизна способа изготовления способствовали массовому распространению и бытованию медных культовых изделий преимущественно в низовых слоях населения. В силу устойчивости к механическим повреждениям они были практичными в быту, разъездах и путешествиях. В народе считали, что медное литье прошло огненное крещение, поэтому литые иконы, кресты, складни и створцы воспринимались как своеобразные обереги от разных бед. Развернутые складни использовали в качестве иконостасов.

Поздняя русская пластика из меди формировалась в условиях развития старообрядческого движения и запрета в 1722–1723 гг. медного культового литья в России. Во 2-й пол. ХІХ в. такое литьё уже не запрещалось. На белорусские земли эти изделия попадали вместе с русскими переселенцами-старообрядцами, которые искали убежища от преследования.

Выставка ориентирована на показ изделий, модели которых были разработаны в трёх российских регионах – Поморье, Москве и Центральной России. Поморско-московские памятники отличаются повествовательностью сцен и стремлением к декоративности, которая ощущается в орнаментике, украшении эмалями, детализации архитектурных форм и ландшафта. Предметы центрально-русского круга часто не украшались эмалями, стилистика святых могла иметь лубочный характер. Самое знаменитое произведение поморской медной пластики – четырехстворчатый складень «Двунадясятые праздники», каждая створка которого завершена изысканным кокошником. Модель складня была разработана на рубеже XVII–XVIII вв. московскими мастерами, которые имели связи с царской Оружейной палатой и Печатным двором.

Широко в медном литьё представлена деисусная тема, которая отражает сцену моления (деисус – греч. «моление») Богоматери и св. Иоанна Предтечи о заступничестве за род людской перед лицом грозного небесного царя и судьи – Иисуса Христа Вседержителя. Большие деисусные складни напоминали иконы в богатых окладах. Нимбы изображённых на них святых украшались кружками, которые имитировали вставки из драгоценных камней.

Развитая на русских землях традиция поклонения кресту способствовала превращению его в настенный моленный образ. Крест по примеру живописных икон часто помещали в киот под стекло. Поморские мастера создали особый киотный крест «Распятие с предстоящими», специально предназначенный для домашней божницы. От напрестольного креста он отличался наличием двух боковых пластин с изображением фигур предстоящих – Богоматери, св. Марии Магдалины, св. Иоанна Богослова и св. воина Лонгина. Часто медные кресты врезались в подготовленную для живописи доску с изображениями святых и евангельских сцен. По своей идейной программе это были комбинированные комплексы, в которых живопись составляла необходимую художественную часть общей композиции.

Елена Юрьевна Ворошилова в 2003 году поступила в Витебское духовное училище на иконописное отделение. В 2010 году окончила художественно-графический факультет Витебского государственного университета им. П.М. Машерова. В 2010 году была ответственной за поновление росписей в Покровском кафедральном соборе города Витебска. С 2015 года семь лет проводила занятия на иконописном отделении Витебского женского духовного училища. В марте 2022 года открыла Арт-студию «Покров», где обучает иконописи, проводит встречи, мастер-классы. Организатор ежегодных городских и епархиальных выставок.

В рамках проекта «Знакомство с иконой» представлены работы Елены Ворошиловой и её учениц: Воробьевой Ольги, Киселевой Светланы, Левченко Валентины, Пискунович Светланы, Романовой Светланы. Визуальный ряд составлен таким образом, чтобы дать представление зрителю о подготовительных этапах, предшествующих написанию иконы в процессе обучения иконописца: этапы подготовки доски, этапы написания женского образа, пигменты, используемые в иконописной практике, упражнения в написании отдельных элементов.

 

Новоcти: 
X