АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ЮРИЯ КЕГЕЛЕВА «ЭКСПЕРИМЕНТ».
С 15 июля по 24 августа 2020 года Художественный музей филиал УК «Витебский областной краеведческий музей» представляет авторский проект Юрия Кегелева «ЭКСПЕРИМЕНТ».
Кегелев Юрий Алексеевич работает художником-реставратором в Витебском областном краеведческом музее с 1991 года. С 1994 по 2004 гг. обучался во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря по специальности «Художник-реставратор станковой масляной живописи». В настоящее время имеет квалификацию художника-реставратора высшей категории станковой масляной живописи. Юрий Кегелев был удостоен стипендии Президента Беларуси (2005 г.), почётных грамот Министерства культуры, Администрации Президента за вклад в реализацию культурной политики государства, высокое профессиональное мастерство.
За время профессиональной деятельности им отреставрированы художественные произведения древнерусской, западноевропейской, русской живописи, а также живописные произведения Ю.М. Пэна из фонда Витебского областного краеведческого музея, которые стали истинным украшением экспозиций Художественного музея.
Название выбрано не случайно. Художник говорит: «Мне не нужна картина – мне нужен восторг!». Оригинальность каждой работы Ю.А. Кегелева в уникальной технике создания произведений. Три ипостаси, на которых строится выставка: поиск, смысловой код и реальность предмета. Живопись выступает неотъемлемой частью картины.
Художник изучает и исследует, как «работает» та или иная основа картины: гранитная крошка, металл, холст, бумага, дерево, оргалит. Главенствует не сюжет картины, а процесс творчества в виде новаторских подходов. Художник перешагивает традиционные техники и этапы письма, такие как грунтовка, проклейка, красочный слой. Ю.А. Кегелев с точки зрения реставратора наблюдает за изменением своих картин с течением времени. Ведь произведение искусства изменяется под воздействием разных температур, влажности воздуха. Обширнейшие знания в сфере реставрации Ю.А. Кегелев использует на практике и в создании своих картин. «Искусство ради эксперимента», – говорит художник. Например, мастеру интересно, как ведет себя воск в процессе создания картины. Почему? Ведь до появления темперной живописи существовало искусство энкаустики (восковая живопись). Благодаря воску преломляются многочисленные оттенки краски. В процессе реставрации происходит внутренний толчок для творческих изысканий в новаторской живописи.
Здесь нет ни одной похожей работы. Воск, левкас художник кладет на холст в разных пропорциях и в разной последовательности. А уже потом поверх основы наносится красочный слой. Пигмент адсорбируется в положенной основе и ведет себя по-разному в каждой работе. При визуальной похожести работы созданы в разных техниках. Художник нарушает традиционную цепочку и последовательный алгоритм: подрамник – холст – живопись. Мастер выходит за рамки канона. Необычайное сочетание новаторства и высочайшего знания искусства реставрации делают работы Ю.А. Кегелева обособленно стоящими в истории живописи и искусства в целом. Картины «играют» именно благодаря внутреннему эффекту материалов, из которых они состоят.
«Время тоже делает живопись», – отмечает автор проекта. Работы старых мастеров вдохновляют его на поиски нового в искусстве для того, чтобы воплотить это все в образе. В экспозиции представлены в том числе работы, которым более 20 лет.
У каждого портрета, представленного на выставке, есть свой реальный прототип. Перед нами близкие художнику люди, его окружение. Для каждого он выбирает образ, наиболее характеризующий внутренние черты персонажа.
Проект «ЭКСПЕРИМЕНТ. ЮРИЙ КЕГЕЛЕВ» состоит из 28 авторских работ.