Выставка "Сурен Мирзоян и сыновья"

Художественный проект

«Сурен Мирзоян и сыновья»,

посвящённый

100 – летию со дня рождения художника

Сурена Оганесовича Мирзояна

31 января 2020 года в Художественном музее запланировано открытие художественного проекта династии известных белорусских художников С.О.Мирзояна и его сыновей Леонида и Андрея.

 Сурен Мирзоян – одна из ярких фигур в культуре Беларуси 1930-1960-х годов. Он известен не только как художник, но и как актёр, педагог, художник кино, автор многочисленных публикаций в прессе. В послевоенные годы Сурен Мирзоян руководил художественными мастерскими Белорусского отделения художественного фонда СССР, работал художником–постановщиком на киностудии «Беларусьфильм». Его трудовая деятельность и творчество были отмечены  многочисленными грамотами, дипломами, Почётной грамотой Верховного Совета БССР.

Сурен Оганесович Мирзоян родился в 1919 году в Армении. Воспитывался в Московском детском доме. Учился в школе-студии И.Грабаря, которую закончил в 1937 году.

В 1941 году волею судьбы он оказался на белорусской земле, и с этого момента посвятил ей всю свою жизнь и творчество (с 1941 до 1996 года, 55 лет). В первые дни Великой Отечественной войны он попал в окружение под Борисовом. Не сумев перейти линию фронта, остался в городе, познакомился с местными подпольщиками. Его художественная мастерская стала явочной квартирой для партизан и подпольщиков. С июля 1942 года по июнь 1944 года С.Мирзоян был разведчиком партизанского отряда им.Чапаева бригады «Дяди Коли». За активную подпольную и партизанскую деятельность был представлен ко многим государственным наградам.

Даже в суровых военных буднях С.О.Мирзоян не изменял своему призванию художника: в минуты отдыха после боевых операций он делал карандашные зарисовки, оформлял партизанские стенгазеты, боевые листки. А в 1945 году Сурен Мирзоян, по поручению Белорусского Государственного Музея истории Великой Отечественной войны, написал целый ряд портретов руководителей партизанского движения СССР, зарисовок мест боёв Красной Армии, партизанских стоянок, а также разрушений, оставленных оккупантами в городе Борисове и Борисовском районе. В коллекции семьи С.Мирзояна даже сохранился  документ, удостоверяющий, что ему доверено это ответственное задание. Особенно художник дорожил, написанным им, портретом Героя Советского Союза, участника освобождения Белоруссии,  генерала П.Батова, с которым он был лично знаком.

С наступлением мира в стране Сурен Оганесович продолжил своё образование: в 1950 г. заочно окончил Московский университет народных искусств им. Н.К. Крупской. В 1947 году как художник кино принимал участие в съёмках фильма «Полесские робинзоны». В том же году создал студию изобразительного искусства  в Борисове, где стал первым наставником многих художников, среди которых А.Аникейчик, Н. Исаёнок, Н.Гончарова, Л.Макеева, Н.Грук, Т.Каландырец. Студия была одной из первых, получивших почетное звание народной. С.О.Мирзоян всегда любил окружать себя творческими людьми. Некоторое время он возглавлял городской клуб «Колорит», куда приходили обмениваться опытом и за советами резчики по дереву, художники, гончары, чеканщики. В течение продолжительного времени работал художником-декоратором и был актёром Борисовского народного театра, возглавлял отделы эстетики на борисовских заводах «Гидроаппаратуры» и «БАТЭ».

Но главным в его жизни всегда было искусство, художник без остатка был погружен в творчество. У С.О.Мирзояна был широкий диапазон творческих интересов: портрет, пейзаж, тематическая картина, графика, он увлекался поэзией. Преимущественным направлением в его творчестве был портрет. Это была самая сильная сторона его дарования: великолепный рисунок с хорошо прочувствованной и выполненной формой. Всё это позволило художнику создавать яркие и запоминающиеся образы своих современников. Его манера отличается, прежде всего, чистотой цвета. В его живописи плывущий свободный мазок сочетается с мазком, лепящим форму. А в технике акварели Сурен Мирзоян использовал лессировочное письмо. В последние годы жизни художник работал над серией «Телевизионные портреты». Искусством телевизионного портрета увлёкся с 1992 года. Выбирая персонажей для своих рисунков, художник отдавал предпочтение ярким личностям, проявившим себя на поприще культуры, политики, науки. За несколько минут экранного времени делал набросок известного лица, а потом уже работал над рисунком. Среди «Телевизионных портретов» - работы, выполненные в классической акварели и дружеские шаржи. В них С.Мирзоян не стремился к фотографическому сходству, а искал предельную выразительность образа портретируемого.

На выставке в витебском Художественном музее, посвященной 100-летию со дня рождения художника С.О.Мирзояна, будут представлены его пейзажи и портреты, датированные 1940-ми, 1960-ми, 1990-ми годами.

Особой гордостью С.О.Мирзояна было то, что любовь к искусству он сумел привить и своим детям; двое его сыновей, Леонид и Андрей, также стали художниками.

Главным организатором и инициатором художественного проекта

«Сурен Мирзоян и сыновья» стал старший сын, витебский художник Леонид Сергеевич Хомич (Хомич – фамилия матери). Для него этот проект также юбилейный.   1 января 2020 года ему исполнилось 75 лет. Леонид окончил художественно-графический факультет Витебского пединститута им. С. М. Кирова. Учился у И.Столярова, Ф.Гумена. С 1970 года живёт в городе Витебске. Работает в монументально-декоративном искусстве и станковой живописи. С 1995 года – член Белорусского Союза художников.  Работал в художественных мастерских города Витебска. Создал  целый ряд монументальных работ из металла: рельеф на проходной фабрики «Знамя индустриализации», монументальный рельеф на турбазе «Витебская» Городокского района, рельеф «Спорт» на фасаде спортзала колледжа г.п. Высокое; оформлял монументальные росписи в гостинице «Витебск» и ресторане «Аврора» в г.Витебске, работал над объёмно-пространственными композициями из стекла и металла в кинотеатрах и школах Витебской области. Основные живописные работы: триптих «Тигр», полотна «Купалинка», «Мой город», «Чаканне», «Витебщина». Большинству его произведений, в основе которых лежат сюжеты народных сказок, свойственна строгость, лиризм, композиционная завершённость. Л.С.Хомич участник областных, республиканских и зарубежных выставок. Его работы экспонировались в г. Зелёная Гура (Польша), г. Франкфурте-на-Одере (Германия), Каунасе (Литва), Москве (Россия). На выставке в витебском Художественном музее будут представлены фото объёмно-пространственных композиций, выполненных художником в Витебске, Полоцке, г.п.Высокое; фото монументальных рельефов; образцы чеканки: «Автопортрет». 1985, «Портрет отца». 2010, «Геральдический щит». 2018, «Ведьма». 1974 из серии «Персонажи сказок».

Также в экспозиции будут представлены и работы младшего  сына С.О.Мирзояна - Андрея Суреновича Мирзояна (1957 г.р.), который продолжает дело отца в родном Борисове.  В 1979 году он закончил Бобруйское художественное училище. Работает во многих жанрах изобразительного и декоративно-прикладного искусства: живопись, чеканка, резьба по дереву, работа с берестой и кожей. Активный участник городских, областных, республиканских художественных выставок. Постоянный участник выставочных проектов Борисовской районной библиотеки «Борисовский колорит» и «Тутэйшыя майстры». Работы Андрея Мирзояна находятся в частных коллекциях Беларуси, России, Украины, Германии, Финляндии, Канады, Израиля.

На выставке в витебском Художественном музее представлено 20 работ С.Мирзояна, 15 работ Л.Хомича, 20 работ А.Мирзояна. Все три автора, прекрасно дополняя друг друга, представляют интересную и разнообразную экспозицию династии художников Мирзоян.

Русский
X