Выставка работ Марка Шагала

ВЫСТАВКА РАБОТ МАРКА ШАГАЛА ИЗ СОБРАНИЯ ПСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЁННОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА.

На выставке представлены две знаменитые работы «раннего» М.Шагала. Впервые за послевоенные годы в Витебске выставляется живописное произведение художника - «Купание ребенка», 1916 (бумага на картоне, масло) и произведение из «витебской серии» - «Чёрные любовники», 1914-1915 (бумага, тушь). 

«Чёрные любовники». Работа относится к знаменитой «витебской серии» произведений  М.Шагала, написанной им в 1914-1915 гг. в Витебске. В неё вошло более семидесяти работ, созданных художником на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены).  В июне 1914 года М.Шагал приехал в Витебск из Парижа уже известным художником. Начало первой  мировой войны помешало его возвращению в Европу.  В Витебске М.Шагал снова встретился с Беллой Розенфельд и их чувства вспыхнули с новой силой.  «Только открыть окно — и она здесь, а с ней лазурь, любовь, цветы» - писал М.Шагал. 25 июля 1915 г. состоялось их бракосочетание. Пылкая страсть, ворвавшаяся в жизнь художника, оставила  яркий след в его творчестве. «В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, Цвет Любви». В этот период М. Шагал и начинает создавать свой знаменитый цикл "любовники", чередой протянувшийся сквозь витебские и московские годы. «Розовые любовники», «Зелёные любовники», «Голубые любовники», «Серые любовники», «Чёрные любовники» - в них с великолепной художественной мощью отчеканились эмблематические образы самого Шагала и его Музы. Главная линия всего шагаловского творчества - Любовь, для него несколько десятилетий отождествлялась с реальным обликом Беллы. Вечная женственность, олицетворением которой был идеализированный облик жены, была неразделима с собственным присутствием Шагала в этом мифологическом пространстве. В «Чёрных любовниках» некоторые черты лица мужчины впрямую свидетельствуют о том, что перед нами - автопортретное изображение.

«Купание ребёнка». Любовь пронизывает и работы связанные с рождением дочери Иды. Тема материнства с неисчерпаемой красотой душевных переживаний, которые открывает в женщине рождение ребенка, также одна из главных в творчестве М.Шагала. В 1915-1916 гг. художник пишет серию интимных бытовых сцен, которые проникнуты блаженством от семейного счастья. В его творчестве образ дочери связан с сакральными мотивами: ребенок в его картинах символизирует любовь. Работа «Купание ребёнка» представляет собой один из ярких, жизнеутверждающих эпизодов из жизни семьи художника.  В центре картины реалистичный сюжет– две женщины купают младенца, но в изображении Шагала купание ребёнка  трактовано как таинство. Эта картина повествовательна и богата подробностями. Здесь наиболее ярко проявился один  из главных принципов поэтики Шагала – использование взятых из жизни самых обыденных эпизодов, переданных во всей характерности, и претворение их в символический образ.

Выставка ранних работ Марка Шагала из собрания Псковского Государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника продлится до 12 августа 2016 года.

Презентация выставки состоится 12.07.16 г. в 16.00

Выставка проводится в рамках XXV Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске»

Русский
X