Выставка "Прекрасное отражение..."

Выставка «Прекрасное отражение. Женский портрет к. ХІХ – нач. ХХ вв.» открыта в Художесвенном музее до 24 августа 2020 года.

Мастер виртуозного изображения красивых и нежных образов, Юрий Моисеевич создал огромную галерею самых разных женских портретов. Эти работы пронизаны особенной задушевностью. В них художник последовательно демонстрирует свой идеал женской красоты, в cоответствии с которым он создает женский образ с национальными, местными чертами. Его женщины совсем не исключительны: это обычные витебские дамы и барышни, которых так много встречал мастер на улицах города. Но у Пэна все они необычайно поэтичны. Влюбчивый характер не давал ему возможности пройти мимо красивой женщины: он обязательно приглашал ее позировать в свою мастерскую. По словам Елены Кабищер-Якерсон, ее учитель настолько был увлечен своим творчеством, что влюблялся не только в реальных женщин, но и в их портретное изображение. Художник всю жизнь оберегал эти портреты, шутливо называя их «мои невесты», «мои прекрасные головки». Обнаженную натуру Ю. М. Пэн целомудренно скрывал за занавеской и прятал от любопытных глаз. Все эти работы проникнуты не только возвышенностью чувств, но и некоторой интимностью, которая так характерна для женских портретов художника. В Витебске до сих пор ходит красивая легенда о губернаторской дочке, в которую безоглядно был влюблен художник и любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. Историю этой любви старый учитель со слезами на глазах не раз рассказывал своим ученикам. Один из рассказов сохранил в своих воспоминаниях художник Е. Минин: «Это был, вероятно, тот случай, когда женская душа впервые осознала себя как личность и как красоту под взором художника. Он увидел на вершине какое-то облако… Нет, это женщина! На фоне голубизны неба тело ее сияло ослепительной белизной. А волосы — сноп огня, бушующего пламени… Он написал за восемь лет двенадцать полотен. И на каждом новом она была все очаровательней!». Ни один из женских портретов Пэна не лишен любования художником своей моделью. В каждом из них звучит мотив сочетания класси- ческой красоты и повседневности, чистоты линий и цветовой гармонии. В каждом женском портрете Пэн любовно и трепетно  передает каждую черточку лица, глубину глаз; светотенью играет на отливающих блеском то красиво уложенных, то по-детски растрепанных волосах, на нежной матовой коже витебских красавиц. В женских портретах художник большое внимание уделяет и аксессуарам, которые не только дополняют, но и хорошо оттеняют все черты женских образов. Шелк блузок, бархатистость платьев, нежность кружев, тонких и мягких, сквозь которые чувствуется живое тело; металлические украшения, холодный блеск которых подчеркивает чистоту и прелесть женских образов, Пэн выписывает с академической тщательностью, соразмерностью и скрупулезностью. Его портреты пронизаны богатством интонаций, декоративной тонкостью и изяществом линий. Иногда рядом с женской моделью художник изображает букетик цветов, подчеркивая простоту и естественность женского образа. И сколько грациозности и обаяния в этой естественности и простоте! Среди моделей художника — женщины разных возрастов, разной социальной принадлежности. Но в большинстве своем в его портретах — воздушные образы молодых красавиц, ярких, брызжущих жизнью. Жизнерадостность образов во всем: и в нежном румянце, и в улыбках, и в искрящихся глазах, и в нарядах. Мягкие овалы лиц, милейшие носики, пухлые губки просто не дают оторваться взгляду от этих красавиц. Чувствуется, что художник увлечен, восхищен этими женщинами, заряжен их энергией и стремится передать на полотне их обаятельные образы. Большинство портретов безымянны. Кто эти неизвестные, чьи черты с такой любовью выписывал художник, остается тайной. Но, несмотря на романтическую идеализацию, эти портреты отличаются точностью рисунка, композиционным построением, скрупулезностью в передаче деталей. В произведениях Ю.М. Пэна женские образы не только хорошо отработаны пластически, но и охарактеризованы как конкретные типы. Художник мастерски использует игру светотеней, отчего его произведения становятся еще более поэтичными и гармоничными. Пэн создал настолько пленительные женские образы, что их трогательная прелесть часто выходит за рамки сюжета и холодноватой академической манеры исполнения. Тонко ощущающий прекрасное, Ю. М. Пэн понимал, что именно через женский образ, простой правдивый и прелестный, возможны восприятие и отражение окружающего мира в свете вневременных моральных и эстетических категорий.

На выставке представлено 16 жівопісных проізведеній Пэна Ю.М.

Русский
X