Выставка "Художник Ефим Минин"

Данная выставка посвящена выдающемуся белорусскому художнику Ефиму Семёновичу Минину, преподавателю Витебского народного художественного училища, преподавателю Витебского художественного техникума. Как пишет известный белорусский искусствовед В.Ф.Шматов: «Е.Минин был многогранным творцом. Писал  гуашью, акварелью, маслом, обращался к книжной графике. Но наибольший его вклад в развитие ксилографии. Художник фактически  стал одним из первых ксилографов Советской Белоруссии, работы которого и сегодня выделяются не только оригинальной композицией, артистичной, филигранной техникой резьбы, но и ярким национальным колоритом». 

В 1920-х гг. Е.Минин стоял у истоков возрождения ксилографии на территории Беларуси. По словам И.Фурмана: «Благодаря работам Минина,  Юдовина и Горбовца Витебск в области ксилографии занял не только первое место в Белоруссии, но и в СССР. Е.Минин первым в Белоруссии предпринял попытку  создать национальный белорусский экслибрис».  Художник одним из первых использовал в экслибрисе белорусский язык, обратился к возрождению национальных традиций. Н.Касперович проводил параллель в творчестве Е.Минина с деревянной гравюрой Фр.Скорины. Но если гравёры скорининской эпохи, мастера могилёвской и виленской деревянной гравюры, известные российские гравёры работали на «ўздоўжнай» обрезной доске, то Минин одним из первых стал работать в области торцовой гравюры, культивируя по преимуществу «чёрный штрих». Не имея возможности приобрести для гравюр пальмовые доски, Минин изготавливал доски из дерева груши. Штихели также делал сам.

Яркой характеристикой Е.С.Минина и как художника и как человека являются воспоминания его современников: М.Керзин «Гравюры Минина были отличными и по красоте, и по безупречности исполнения»; З.Азгур «Зоркий и вдумчивый пейзажист, наблюдательный портретист, живописец уверенной кисти… Как точен рисунок Е. Минина! Как уместен мазок! Какое тонкое чувство колорита! Помню, кто-то из нас назвал его певцом красок... И в самом деле, краски у него на полотне «звучали».

Е.С.Минин родился в Витебске  8 (21) октября 1894 года. Белорус. Из семьи русских старообрядцев. В 1914-1917 гг., после окончания 4-х классного городского и 3-х классного коммерческого училища, учился в Петроградском политехническом институте. Одновременно посещал курсы при Академии Художеств. В 1917 году вернулся в Витебск и поступил в школу-студию Ю.М.Пэна. 1919-1922 гг. - служба в Красной Армии. После возвращения в Витебск является учащимся, а позже и преподавателем  Витебского художественно-практического института. Во многих воспоминаниях говорится об огромном влиянии, оказанном на его творчество Ю.Пэном, М.Добужинским, Р.Фальком, С.Юдовиным. В 1923-1937 гг. Е.С.Минин работал в Витебском художественном техникуме. Преподавал живопись, графику, историю искусств. Также преподавал в еврейском педтехникуме. 1 ноября 1937 обвинён в антисоветской деятельности и арестован витебским НКВД. Умер в тюрьме 20 декабря 1937 года.

Большая часть произведений художника погибла. Огромная заслуга в возрождении наследия художника принадлежит племяннице Е.Минина Л.С.Мининой. Многие материалы она передала в архивы и музеи Беларуси. Согласно составленному Л.С.Мининой перечню работ Е.Минина, известны: серия ксилогравюр «Старый Витебск» («Вид Витебска со стороны Витьбы», 1927; «Костёл Св. Антония», 1927; «Толкучий переулок», 1927; «Подлог» или «Над Витьбой», 1926; «Памятник в честь событий Отечественной войны 1812г. в Витебске», 1926; «Витебский пейзаж. Вид на Успенский собор», 1927; «У мельницы», 1926; «Старый Витебск», 1927-1928; «Весна», 1926; «Ратуша», 1928; «Успенская набережная», 1928); серия ксилогравюр «Архитектурные памятники деревянного зодчества Белоруссии» («Пятиглавая Ильинская церковь в Витебске», 1927; «Деревянная церковь у кладбища в Витебске», 1927; «Деревянная звонница», 1927-1928; «Деревянная церковь «Чёрная Троица» в Витебске», 1928; «Развалины деревянной церкви «Чёрная Троица», 1927; «Деревянная церковь у кладбища», 1928; «Большой дом с куполом», 1928; «Трёхглавая деревянная церковь», 1927-1928); серия ксилогравюр «Война» («Сапог», 1932; «Оккупанты», 1932; «Красноармейцы на прогулке», 1935); семь графических портретов, среди которых «Старик», 1926 и «Гомер», 1935; рисунки «Из зала суда», 1928;  серия экслибрисов (автоэкслибрисы 1926, 1927, 1933 гг.; экслибрисы “З кніг М.Касьпяровіча”, 1926; экслибрисы “З кніг А.Шлюбскага”, 1925; экслибрис «Книга Льва Зевина», 1927-1928; экслибрис «Из книг И.П.Фурмана», 1926; экслибрис “Ex libris Віцебскага Дзяржаўнага музэю”, 1932; экслибрис «Книга Б.Гуревич», 1927; экслибрис «А.Varasjuk», 1933); иллюстрации к книгам И.Фурмана, И.Тургенева, М.Горького; 16 живописных работ, среди которых «Цех Витебской фабрики очков», 1935; 8 акварелей; 6 работ гуашью.

Работы Е.Минина выставлялись более чем на двадцати выставках. В 1927 году в Москве на «Выставке искусств народов СССР», посвящённой 10-й годовщине Октябрьской революции, он показал три ксилогравюры из серии «Старый Витебск». В этом же 1927 году художник участвовал в московской выставке «Гравюра СССР за 10 лет» (экспонировал 4 ксилогравюры с видами Витебска) и в ленинградской выставке «Русская ксилография за 10 лет (1917-1927)» (экспонировал гравюру «Старик», экслибрисы А.Шлюбского, Н.Касперовича). В следующем 1928 году Е.Минин представлял белорусскую графику в Киеве, где были показаны новые ксилогравюры, созданные в  1927-1928 гг.: «Костёл Св.Антония», «Успенская набережная», «Окраина Витебска», «Ратуша» и др. Дважды, в 1928-1929 гг., художник представлял гравюры на Международной выставке в Лос-Анжелесе. Информацию об этом, помимо каталогов на английском языке, даёт журнал «Полымя», сообщая, что лондонский ежегодник воспроизвёл графический лист художника «Старый Витебск». В том же году музей Киевского художественного университета приобрёл все гравюры Е.Минина. Такой успех редко сопутствовал кому-нибудь из белорусских графиков того времени.  Последний раз художник показал свои работы в 1937 году, но интерес к ним был так велик, что и в послевоенные годы (1958, 1960-1961) они экспонировались на выставках книжного знака.

Талантливый художник Ефим Минин прожил короткую жизнь. Лучшие произведения художника являются бесценным и неповторимым вкладом в наше художественное наследие.

Выставка «ХУДОЖНИК ЕФИМ МИНИН» работает в витебском Художественном музее с 12 января по 11 февраля 2018 года.Данная выставка посвящена выдающемуся белорусскому художнику Ефиму Семёновичу Минину, преподавателю Витебского народного художественного училища, преподавателю Витебского художественного техникума. Как пишет известный белорусский искусствовед В.Ф.Шматов: «Е.Минин был многогранным творцом. Писал  гуашью, акварелью, маслом, обращался к книжной графике. Но наибольший его вклад в развитие ксилографии. Художник фактически  стал одним из первых ксилографов Советской Белоруссии, работы которого и сегодня выделяются не только оригинальной композицией, артистичной, филигранной техникой резьбы, но и ярким национальным колоритом». 

В 1920-х гг. Е.Минин стоял у истоков возрождения ксилографии на территории Беларуси. По словам И.Фурмана: «Благодаря работам Минина,  Юдовина и Горбовца Витебск в области ксилографии занял не только первое место в Белоруссии, но и в СССР. Е.Минин первым в Белоруссии предпринял попытку  создать национальный белорусский экслибрис».  Художник одним из первых использовал в экслибрисе белорусский язык, обратился к возрождению национальных традиций. Н.Касперович проводил параллель в творчестве Е.Минина с деревянной гравюрой Фр.Скорины. Но если гравёры скорининской эпохи, мастера могилёвской и виленской деревянной гравюры, известные российские гравёры работали на «ўздоўжнай» обрезной доске, то Минин одним из первых стал работать в области торцовой гравюры, культивируя по преимуществу «чёрный штрих». Не имея возможности приобрести для гравюр пальмовые доски, Минин изготавливал доски из дерева груши. Штихели также делал сам.

Яркой характеристикой Е.С.Минина и как художника и как человека являются воспоминания его современников: М.Керзин «Гравюры Минина были отличными и по красоте, и по безупречности исполнения»; З.Азгур «Зоркий и вдумчивый пейзажист, наблюдательный портретист, живописец уверенной кисти… Как точен рисунок Е. Минина! Как уместен мазок! Какое тонкое чувство колорита! Помню, кто-то из нас назвал его певцом красок... И в самом деле, краски у него на полотне «звучали».

Е.С.Минин родился в Витебске  8 (21) октября 1894 года. Белорус. Из семьи русских старообрядцев. В 1914-1917 гг., после окончания 4-х классного городского и 3-х классного коммерческого училища, учился в Петроградском политехническом институте. Одновременно посещал курсы при Академии Художеств. В 1917 году вернулся в Витебск и поступил в школу-студию Ю.М.Пэна. 1919-1922 гг. - служба в Красной Армии. После возвращения в Витебск является учащимся, а позже и преподавателем  Витебского художественно-практического института. Во многих воспоминаниях говорится об огромном влиянии, оказанном на его творчество Ю.Пэном, М.Добужинским, Р.Фальком, С.Юдовиным. В 1923-1937 гг. Е.С.Минин работал в Витебском художественном техникуме. Преподавал живопись, графику, историю искусств. Также преподавал в еврейском педтехникуме. 1 ноября 1937 обвинён в антисоветской деятельности и арестован витебским НКВД. Умер в тюрьме 20 декабря 1937 года.

Большая часть произведений художника погибла. Огромная заслуга в возрождении наследия художника принадлежит племяннице Е.Минина Л.С.Мининой. Многие материалы она передала в архивы и музеи Беларуси. Согласно составленному Л.С.Мининой перечню работ Е.Минина, известны: серия ксилогравюр «Старый Витебск» («Вид Витебска со стороны Витьбы», 1927; «Костёл Св. Антония», 1927; «Толкучий переулок», 1927; «Подлог» или «Над Витьбой», 1926; «Памятник в честь событий Отечественной войны 1812г. в Витебске», 1926; «Витебский пейзаж. Вид на Успенский собор», 1927; «У мельницы», 1926; «Старый Витебск», 1927-1928; «Весна», 1926; «Ратуша», 1928; «Успенская набережная», 1928); серия ксилогравюр «Архитектурные памятники деревянного зодчества Белоруссии» («Пятиглавая Ильинская церковь в Витебске», 1927; «Деревянная церковь у кладбища в Витебске», 1927; «Деревянная звонница», 1927-1928; «Деревянная церковь «Чёрная Троица» в Витебске», 1928; «Развалины деревянной церкви «Чёрная Троица», 1927; «Деревянная церковь у кладбища», 1928; «Большой дом с куполом», 1928; «Трёхглавая деревянная церковь», 1927-1928); серия ксилогравюр «Война» («Сапог», 1932; «Оккупанты», 1932; «Красноармейцы на прогулке», 1935); семь графических портретов, среди которых «Старик», 1926 и «Гомер», 1935; рисунки «Из зала суда», 1928;  серия экслибрисов (автоэкслибрисы 1926, 1927, 1933 гг.; экслибрисы “З кніг М.Касьпяровіча”, 1926; экслибрисы “З кніг А.Шлюбскага”, 1925; экслибрис «Книга Льва Зевина», 1927-1928; экслибрис «Из книг И.П.Фурмана», 1926; экслибрис “Ex libris Віцебскага Дзяржаўнага музэю”, 1932; экслибрис «Книга Б.Гуревич», 1927; экслибрис «А.Varasjuk», 1933); иллюстрации к книгам И.Фурмана, И.Тургенева, М.Горького; 16 живописных работ, среди которых «Цех Витебской фабрики очков», 1935; 8 акварелей; 6 работ гуашью.

Работы Е.Минина выставлялись более чем на двадцати выставках. В 1927 году в Москве на «Выставке искусств народов СССР», посвящённой 10-й годовщине Октябрьской революции, он показал три ксилогравюры из серии «Старый Витебск». В этом же 1927 году художник участвовал в московской выставке «Гравюра СССР за 10 лет» (экспонировал 4 ксилогравюры с видами Витебска) и в ленинградской выставке «Русская ксилография за 10 лет (1917-1927)» (экспонировал гравюру «Старик», экслибрисы А.Шлюбского, Н.Касперовича). В следующем 1928 году Е.Минин представлял белорусскую графику в Киеве, где были показаны новые ксилогравюры, созданные в  1927-1928 гг.: «Костёл Св.Антония», «Успенская набережная», «Окраина Витебска», «Ратуша» и др. Дважды, в 1928-1929 гг., художник представлял гравюры на Международной выставке в Лос-Анжелесе. Информацию об этом, помимо каталогов на английском языке, даёт журнал «Полымя», сообщая, что лондонский ежегодник воспроизвёл графический лист художника «Старый Витебск». В том же году музей Киевского художественного университета приобрёл все гравюры Е.Минина. Такой успех редко сопутствовал кому-нибудь из белорусских графиков того времени.  Последний раз художник показал свои работы в 1937 году, но интерес к ним был так велик, что и в послевоенные годы (1958, 1960-1961) они экспонировались на выставках книжного знака.

Талантливый художник Ефим Минин прожил короткую жизнь. Лучшие произведения художника являются бесценным и неповторимым вкладом в наше художественное наследие.

Выставка «ХУДОЖНИК ЕФИМ МИНИН» работает в витебском Художественном музее с 12 января по 11 февраля 2018 года.

X
Укажите ваше имя на сайте Учреждение культуры «Витебский областной краеведческий музей».
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка