Выставка «Европейская репродукционная гравюра XIX века»

На протяжении более чем четырехсот лет, вплоть до распространения в конце XIX века фотомеханических способов передачи изображения, европейская гравюра развивалась одновременно в двух направлениях: как самостоятельное искусство и как искусство воспроизведения. Авторские и репродукционные гравюры выпускались издателями и собирались коллекционерами как совершенно равноценные произведения.

Размноженные в гравюре, картины и рисунки великих мастеров приобретали новую жизнь и становились достоянием широких кругов любителей. Благодаря распространению гравюр искусство перешагнуло границы отдельных стран, укрепляя международные культурные связи. Так, Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк изучали искусство итальянского Возрождения по гравюрам, которые они специально собирали. По гравюрам учились целые поколения молодых художников и историков искусства. Гравюры, посвященные сокровищам художественных галерей и частных коллекций, положили начало выпуску музейных каталогов, альбомов и других изданий по искусству.

Репродукционные эстампы, созданные талантливыми граверами, - это не механическое повторение оригиналов. Графика с присущей ей более сжатой и лаконичной манерой не в состоянии дословно передать выразительность живописи: необходим перевод оригинала на язык другого вида искусства. Поэтому лучшие из репродукционных гравюр не только представляют самостоятельную художественную ценность, но и принадлежат к шедеврам графического искусства.

С граверами сотрудничали такие крупные живописцы, как Рафаэль, Тициан, Брейгель, Рубенс, Ван Дейк, Тернер, Ренуар и другие. Многие не дошедшие до нас в оригиналах картины великих мастеров прошлого остались известными только благодаря гравюрам.

С репродукцией связана основная часть истории классической резцовой гравюры. Тонкая и изящная техника резцовой гравюры на меди возникла из ювелирного искусства. Показательно, что все инструменты, необходимые для выполнения резцовой гравюры, заимствованы из арсенала ювелиров.

Для работы берется медная доска, которая с лицевой стороны тщательно шлифуется, так как малейшая царапина на ней оставляет след на оттиске. Затем на доску определенным образом наносится контур изображения и начинается процесс резьбы по металлу. Чтобы получить штрихи и линии разного характера, применяются резцы-штихели различных сечений, а самые тонкие «волосные» линии наносятся иглой. Металлические заусеницы, оставшиеся по краям каждого штриха (барбы), аккуратно срезаются шабером. После этого доска при помощи кожаного тампона набивается густой краской, которая легко счищается и остается только в углубленных местах. Для печатания резцовых гравюр обычно применяется толстая, очень мало проклеенная бумага, которая в увлажненном состоянии под сильным давлением в специальном металлографском станке хорошо выбирает слой краски из углублений доски.

Резцовая гравюра на меди – это трудное искусство, требующее большого упорства, немалых затрат времени и сил. Вырезая на медной доске тончайшие, подчас различимые только под лупой линии, штрихи и точки, почти не имея возможностей для исправления сделанного, гравер должен обладать большими знаниями, безукоризненной точностью и твердостью руки, острым зрением. Для изготовления одной гравированной доски требуется от нескольких месяцев до года, а то и более времени.

Первые резцовые гравюры на меди появились в начале XV века в Германии. Высокий художественный уровень был достигнут в работах итальянского живописца раннего Ренессанса, который много занимался резцовой гравюрой, - Андреа Мантеньи (1431-1506). Но основоположником репродукционной гравюры считается итальянский рисовальщик и гравер на меди Маркантонио Раймонди (1470/80 – 1527/34).

Он был первым крупным мастером, который полностью посвятил свое творчество популяризации чужих картин, прежде всего своего великого современника Рафаэля. Ему впервые удалось создать такую богатую градациями и нюансами тональность гравюры, которая позволяет, насколько это возможно, воспроизводить эффекты живописи, передавать пространство, светотень и даже некоторые колористические особенности картин, моделировать форму.

Периодом расцвета репродукционной графики был XVIII век, когда оттиски гравюр в рамках вошли в быт как привычная часть украшения интерьера. В конце XVIII века как порождение эстетики классицизма, видевшего одну из главных художественных ценностей в чистом контурном рисунке, появилась новая форма резцовой гравюры – т.н. «очерковая». Изображение в таких гравюрах передается плоскостно, каллиграфически изысканным контурным рисунком. Эта манера с начала XIX века стала широко применяться и в многочисленных увражах, где репродуцировались целыми сериями сокровища той или иной картинной галереи.

На рубеже XVIII - XIX веков еще более увеличился спрос на репродукции произведений искусства. Его уже невозможно было удовлетворить трудоемкими, малотиражными и дорогостоящими гравюрами на меди. В 1817 году была изобретена техника гравюры на стали, которая намного увеличила тиражность, так как с прочных стальных досок можно было изготовлять оттиски почти в неограниченном количестве. В 1820 году английский гравер и издатель Чарльз Хиз впервые применил гравюру на стали для целей художественной репродукции.

Но изобразительные возможности гравюры на стали намного беднее, чем у гравюры на меди, - тон серее и более вялый, фактура механичнее. Поэтому уже в начале 1850-х годов она почти вышла из употребления. На смену резцовой гравюре на металле пришли торцовая ксилография и литография.

Литографию изобрел в 1796-1798 годах уроженец Праги, переселившийся затем в Мюнхен, Иоганн Алоиз Зенефельдер (1771-1834). В качестве печатной формы для нее берется плита из пористого известняка. На поверхность камня специальным жиросодержащим материалом - литографским карандашом или тушью - наносится рисунок, после чего эта поверхность подвергается травлению слабым раствором кислоты. Затем камень увлажняют и накатывают на него жирную печатную краску, которая пристает только там, где был рисунок; обработанные кислотой и впитавшие влагу участки эту краску отталкивают. Под давлением в специальном печатном станке краска с камня переносится на бумагу.

Литографские оттиски значительно дешевле гравюры на металле. Кроме того, литография намного облегчает работу художника. Из всех видов эстампа она ближе всего к обычному рисунку на бумаге. Художник может быстро и свободно рисовать на камне, делать необходимые поправки. Мягкий живописный характер литографии позволяет более пластично воспроизводить оригинал при помощи светотеневых нюансов. Техническая простота печати в несколько красок дает возможность применять литографию для изготовления многоцветных оттисков. В середине XIX века получила распространение цветная ручная литографская печать – хромолитография.

А в конце XIX века появились новые, фотомеханические способы воспроизведения оригиналов. В 1875 г. чех Карел Клич изобрел гелиогравюру – первый фотомеханический способ глубокой печати, при котором для переноса изображения на медную доску использовался диапозитив с оригинала. Гелиогравюра давала оттиски очень высокого художественного качества, с тонкой деталировкой и глубоким бархатным тоном. Печатались они в ручном металлографском станке со скоростью 70-80 оттисков в день, на увлажненной бумаге, краска на доску набивалась вручную. Особенно широко гелиогравюра применялась в 80-х годах XIX века. В связи с полуручным характером работы оттиски гелиогравюры стоили значительно дороже, чем другие, полученные фотомеханическими способами. Гелиогравюра стала переходной формой от эстампа к современной полиграфии.

На выставке представлены гелиогравюры с произведений польского художника Артура Гроттгера – из цикла «Полония», который был приобретен в 1982 году у А.М. Мартынова.

Артур Гроттгер – яркий представитель исторического жанра в польском искусстве XIX в. Он родился в 1837 г. в усадьбе Отыневице на Львовщине, обучался искусству во Львове у Юлиуша Коссака, затем в Краковской Школе изящных искусств и Венской Академии Художеств. Жил в Мюнхене, Париже, умер от чахотки в Амели-ле-Бен (Франция) в 1867 г. В основе творчества Гроттгера лежит патриотическое чувство, скорбь о поруганной Родине и мечта о ее возрождении. В циклах рисунков «Полония», «Литуания», «Война» он воспел польское и белорусское национально-освободительное движение и восстание 1863-1864 гг.

У А.М.Мартынова была приобретена также серия резцовых гравюр на металле под названием «Флорентийская галерея», изданная в 1845 году во Флоренции и посвященная российскому императору Николаю I. В нее вошли репродукции картин и скульптурных произведений из флорентийских галерей. Восемь гравюр из этой серии экспонируются на выставке.

В 2007 году таможня «Западный Буг» передала музею 10 резцовых гравюр на меди и 3 литографии, выпущенные в Англии, Франции, Германии в XIX веке. Все они также представлены на этой выставке.

И в наше время, когда цифровые технологии позволяют предельно точно воспроизводить подлинники, искусство мастеров репродукционной гравюры продолжает восхищать своей виртуозностью.

Выставка работает в  Художественном музее с 6 сентября по 25 октября 2017 года.

X
Укажите ваше имя на сайте Учреждение культуры «Витебский областной краеведческий музей».
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка