Выставка "Монохром"

«Когда обдумываю образ, то мне уже понятен тот материал, в котором его следует воплотить. И каждый воплощённый образ, как бы сложно внутренне он не был – только одна буква или только один звук в большом разговоре со зрителем».

Максимильян Пресняков

Витебский Художественный музей представляет выставку графических произведений российского художника Преснякова Максимильяна Анатольевича (род. 1968) «МОНОХРОМ», которая приурочена к 40-летию основания Детской художественной школы г. Витебска.

Начальное художественное образование Пресняков М.А. получил в Витебской детской художественной школе (1979-1982) у преподавателей Пресняковой Л.Д., Гвоздикова А.Н., был в числе первых учеников и выпускников этой школы. Окончил с отличием Рязанское художественное училище (1987), Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова (1996). Член Союза художников России (1997), удостоен звания «Почётный работник общего образования» (2003), действительный член Академии народного искусства России (2018), преподаватель Рязанского филиала Высшей школы народных искусств, автор учебных программ и пособий, преподаватель Рязанской студии изобразительного искусства, участник экспедиций Рязанского отделения Русского географического общества и Рязанского музея путешественников, автор иллюстраций и оформления ряд книг (около 30), изданных в Москве и Рязани. Книги с оформлением и иллюстрациями художника выходили в московских издательствах: «Наука и религия», «Вече», «АСТ», «ИНЕС», «Фаир», «Форум», «Амрита-Русь», «Белые Альвы», а также в рязанских издательствах: «Русское слово», «Узорочье», «Ринг», «Приз».

Выставка «Монохром» представляет разнообразие печатных техник это – линогравюра, гравюра на металле (офорт, травлёная и сухая игла), рисованная графика, выполненная не только чёрной тушью, как пером, так и кистью в сочетании с чёрной гелиевой ручкой; графика, выполненная простым графитным карандашом, чёрной темперой. Среди особых авторских, техник представлена так называемая «двухслойная графика», когда первый слой изображения-оттиска перекрывается полупрозрачной калькой и дополняется вторым слоем рисунка. Для художника Преснякова М.А. технический приём не является тем, что формирует основу образа, его первичную фактурную основу, напротив, приём, техника находятся во взаимодействии с изобразительной идеей, выстраивая свой «пластический знаменатель». Каждое изображение можно воспринимать и как особый иероглиф, и как систему осмысленных или неосмысленных знаков, или «беззнаковых следов» движения руки, «отпечатков движений», в том числе и душевных, и как рассказ на своём особом языке о чём-то сокровенном, и как результат или набор знаков формально-технического действия, как некоторый целостный образ. Чёрный цвет имеет некоторые преимущества в передаче нюансов и контрастов. Монохромным рисунком без цвета можно передать больше информации, чем цветом без рисунка. Чёрная линия не менее белого фона и чёрного пятна, может обозначать движение «световой субстанции», в том числе «света мысли» и  «света переживаний». Построение композиции, по мнению автора, может выстраиваться как принципу роста растения; фрактально-модульному, отличающемуся от принципа роста растения; так по принципу роста кристаллической структуры, также по принципу «проявления фотоплёнки», и по принципу двигательно-ассоциативному, но все эти и другие принципы построения (пространственный, фактурные, смысловые) не проявляются в чистом виде, а скорее с преобладанием только или иного, причём в разных частях целого и на разных этапах получения изображения.

Жанровое разнообразие на выставке М. Преснякова представлено графическими листами из разных авторских серий, натурными рисунками, иллюстрациями и изображениями к музыкальным альбомам рязанской творческой лаборатории «Полёт Арьястейя» (1999-2000), а также отвлечённо-образными листами с философско-поэтическим контекстом. Рассматривая их, можно заметить, что в творчестве художника перекликаются природные, футуристические мотивы и мотивы отчасти опоэтизированной славянской древности.

В экспозиции можно увидеть графические произведения, созданные в разные годы творчества. Самая ранняя работа, представленная в витебской экспозиции «Деревья на трещинах» (1989) находилась в числе работ, показанных в ходе участия в первой профессиональной выставки автора. На выставке также представлена авторская книга-сказ Преснякова М. «Четыре поворота колеса-солнца» и избранные иллюстрации к ней. Всего на выставке представлено 51 работа.

Выставка Максимильяна Преснякова «МОНОХРОМ» работает с 25 октября по 25 ноября 2019 года.

 

X
Укажите ваше имя на сайте Учреждение культуры «Витебский областной краеведческий музей».
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка